![](/Raz/fevral2016/nauka.jpg)
Сегодня, 8 февраля, в Российской Федерации отмечается праздник - День российской науки (день науки в России)
На современном этапе жизни образовательные учреждения и современная школа нацелены на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у молодого поколения механизма самообразования, самореализации и создании устойчивой мотивации к учению. Чтобы способствовать развитию творческой личности обучающихся в нашей школе, в том числе необходимы мероприятия, посвященные Дню науки, включающие научно–исследовательскую конференцию, день открытых дверей, день науки и творчества. Работа в этом направлении включает в себя требования к развитию творческих возможностей детей: от занятия искусством до выполнения научных работ и исследовательских проектов, ориентирует на создание условий для достижения выпускниками повышенного уровня образованности. Мероприятия такого плана дают возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризовать научные знания. Это является одной из форм внеклассной работы.
Цели и задачи:
· активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
· развитее творческих способностей учащихся и выявление наиболее одаренных в разных областях науки;
· расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной науки;
· повышение уровня знаний и совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся в интересующих областях науки;
· организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Немного из истории этого праздника:
День российской науки как праздник, учрежден в 1999 году Указом Президента РФ. Памятной датой установлен день 8 февраля, так как именно 8 февраля в 1724 году, распоряжением Петра I, была учреждена Российская академия наук.
В советские времена День науки отмечался по памятной дате, когда Ленин В. И. в 1918 году составил «Набросок плана научно-технических работ» - в период между 18 и 25 апреля. И День советской науки отмечался в третье воскресенье апреля.
Президент РФ, ознаменовав 275-летие со дня основания Академии наук, напомнил, что истоки российской науки гораздо глубже, чем бурное начало 20-го столетия.
Российская наука в 18 веке
Деятельность Академии с самого начала была поставлена на службу интересам государства Российского, научно-техническое обслуживание которого было необходимо обеспечить.
Российская Академия должна была соответствовать мировому уровню, оттого Петр I пригласил в Россию таких ведущих ученых из других стран, как математик Леонард Эйлер, астроном и географ Жозеф Делиль, физик Георг Бюльфингер, историк Миллер.
Первым президентом Академии стал медик Лаврентий Блюментрост, который в команде с другими учеными с самого начала вывел Российскую Академию на почетное место среди крупнейших европейских научных учреждений.
В первые десятилетия существования Академии научная работа велась по математическому, физическому и гуманитарному направлениям. Началось активное изучение и преумножение культурного и научного богатства страны.
Богатейшая коллекция Кунсткамеры поступила в полное распоряжение Академии. В последствии на базе этой коллекции были созданы целых семь музеев: Ботанический, Этнографический, Зоологический, Азиатский, Нумизматический, Минералогический и Египетский. Назначение первого русского президента Академии произошло в 1748 году. Этой чести удостоился граф К.Г. Разумовский.
Подросли отечественные ученые, которые стали избираться в Академию. Среди них был и великий Михаил Васильевич Ломоносов – великий ученый энциклопедист, без деятельности которого невозможно представить дальнейшего хода в истории науки и культуры всей страны.
Российская наука в 19 веке
В это время жили и действовали такие выдающиеся ученые, как Нобелевские лауреаты И.П. Павлов и И.И. Мечников, математик Н.И. Лобачевский, автор учения о биосфере и ноосфере В.И. Вернадский, автор периодической системы химических элементов Д.И. Менделеев, и многие другие.
Российская наука в 20 веке
Новый период в истории Академии начался с 1917 года.
В 1925 году Академия стала «высшим всесоюзным ученым учреждением» под названием «Академия наук СССР». В крупных регионах Российской Федерации и в национальных республиках начали создавать базы и филиалы Академии.
Академия росла, рос и вклад её в решение многих проблем, стоявших перед страной, а также проблем мирового масштаба. В советский период были великие достижения отечественной науки.
Например, в 1957 году запуск первого искусственного спутника Земли и полет первого космонавта Юрия Гагарина, стали возможны именно благодаря научным коллективам под руководством Королева С.П., Глушко В.П., Келдыша М.В. и других ученых.
В начале 90-х годов в жизни Академии наступил очередной сложный этап. Среди острых политических, социальных и экономических проблем, будораживших всю страну, Академии наук удалось сохранить своё единство.
Этому способствовал и Указ Президента РФ от 21 ноября 1991 года о воссоздании Российской Академии наук, которая на сегодня является одним из ведущих мировых научных центров и главным научным центром всей России.
Настоящее российской науки
И сегодня Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые будут определять в ХХI веке прогресс в физике, химии, биотехнологиях, материаловедении, лазерной технике, геологии и многих других областях науки и техники. В стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире. Об этом говорит тот факт, что в декабре 2000 года, спустя 22 года после П.Л. Капицы, российский физик, академик Ж.И. Алферов стал лауреатом Нобелевской премии.
Современная Россия насчитывает порядка 45 тысяч работников, занятых в научной сфере.
Мощнейшим ресурсом преобразований в области экономики, а также важнейшей частью национального богатства и двигателем технического прогресса наука считалась во все времена. Научные и технические возможности любого государства – это главный национальный актив, основа промышленного развития страны. Экономический подъем страны обеспечивается грамотным использованием научных знаний. И только благодаря научным достижениям и технологиям, порожденным ею, возможно значительное повышение благосостояния всего населения страны.
Учитель истории Т.В. Сапожникова
|