Введение комплексного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
Положение об учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»
Сведения о выборе модулей родителями (законными представителями) обучающихся 4-х классов в 2020/2021 учебном году
Общее количество обучающихся в 4 классе | Основы мировых религиозных культур | Основы светской этики | Основы православной культуры | Основы исламской культуры | Основы иудейской культуры | Основы буддийской культуры |
55 | 10 | 30 | 15 | - | - | - |
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур и светской этики;
- развитие представлений ученика о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, которые обеспечивают целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы (подготовка к изучению предметов мировая художественная культура, обществознание);
- развитие способностей младших школьников к общению в многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (или законных представителей).
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим. Преподавание «Основ религиозных культур и светской этики» расширяет образовательный кругозор учащегося, способствует формированию порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции.
Структура курса ОРКСЭ.
Блок 1. Россия – наша Родина. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Культура. Религия. (2 ч)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. (28 ч)
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. (4 ч)
Темы 1-ого модуля «Основы светской этики»:
- Знакомство с основами этики.
- Этические учения о добродетелях.
- Этика о нравственном выборе.
- Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве.
- Нравственный закон человеческой жизни.
- Этика об отношении людей друг к другу.
- Как сегодня жить по нравственным законам.
2-ой модуль «Основы мировых религиозных культур». 5 основных тем:
- Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (древние верования и религиозные культуры, рассказы о верованиях коренного населения Австралии, Америки, о мифологии и культуре Японии, о веровании древних славян).
- Иудаизм (представления о Боге в иудаизме, мир и человек в иудаизме, Тора и заповеди, иудейский Закон, религиозные обряды и ритуалы).
- Христианство (представления о Боге, мире, человеке в христианстве, Библия, православие, католицизм, протестантизм).
- Ислам (представления о Боге и мире в исламе, праздники ислама, священные города и сооружения ислама).
- Буддизм (жизнь Будды, учение Будды, духовные наставники и священные сооружения буддизма, священные тексты буддизма).
Темы 3-его модуля «Основы православной культуры»:
- Введение в православную культуру (Дети узнают о колоколах, истории, как отливают их, малиновый звон колоколов; православный храм, где их возводят, кто их строит, чем он отличается от других строений; как христианство пришло на Русь; жизнь Иисуса Христа; святые Кирилл и Мефодий).
- Храм – дом Божий на земле (православный храм, как себя вести в нем, убранство храма; молитва, икона, известный иконописец – Андрей Рублёв, чем икона отличается от картины; образ Христа в искусстве, православные традиции и семейные ценности).
- Православные праздники (календарный год в православии, рождество, крещение, пасха).
- Духовные ценности православия (чудо, таинства, совесть, христианские заповеди, любовь, прощение).
- Жизнь по заповедям (жизнь Преподобного Серафима Саровского, святитель Николай Чудотворец, жизненный подвиг Сергия Радонежского, трудолюбие, монастыри, жизнь по заповедям, жизнь современной православной церкви).
Темы 4-ого модуля «Основы исламский культуры»:
- Введение в исламскую культуру (гостеприимство в исламской традиции, ислам, мусульмане, их соседи, пророки).
- Священные книги и тексты мусульман (коран, хадисы).
- Священные сооружения в исламе (запретная мечеть, священные города, символика ислама, мечеть и ее роль в жизни мусульман, намаз).
- Семья в исламской традиции (исламская семья, женщина в мусульманской семье, воспитание детей в мусульманской семье).
- Календарный год и праздники в исламе (исламский календарь, главные праздники, священный день недели - пятница, традиции, ритуалы и обычаи).
- Ислам в России и мире (распространение ислама в мире, ислам в России, мусульмане – защитники Отечества).
- Духовные ценности ислама (поведение, достойное мусульманина, что такое джихад, как жить по мусульманским заповедям сегодня, благотворительность и милосердие, законы исламской религии).
5-ый модуль «Основы иудейской культуры»:
- Введение в иудейскую культуру (золотой город Иерусалим, евреи, Тора, мир и человек в иудаизме).
- О чем рассказывают священные книги (праотец Авраам, Патриархи еврейского народа, Моисей, скиния и храм, царь Соломон).
- Еврейский Закон, традиции, праздники (ритуалы, обычаи, запреты, разрешения, еврейский костюм, события жизни, календарь, еврейская семья, традиционный еврейский дом, праздники, царица-суббота).
- Иудаизм в России (евреи во времена Древней Руси, евреи в истории и культуре России, евреи в современной России).
6-ой модуль «Основы буддийской культуры»:
- Будда: жизнь и учение (колесо времени, представления о мире в буддизме, Будда: рождение, юность, путь к просветлению, учение и ученики).
- Духовное и культурное наследие буддизма (священные сооружения буддистов, буддизм в Японии и Китае, буддийский путь познания, образование и наука в буддизме).
- Буддизм в повседневной жизни (милосердие и сострадание, семья и дружба, Сансара).
- Жизнь как высшая ценность (буддийский календарный год, праздники и торжества, жизнь буддийских монахов, три драгоценности буддизма).
- Основные направления буддизма (махаяна и тхеравада, тибетский буддизм, Потала – центр тибетского буддизма, буддизм в России, страна Шамбала).
- Путь буддиста (самосовершенствование, отношение к природе, защита Отечества).
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
- понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
- осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
- развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
- ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.
Как организуется обучение по курсу ОРКСЭ?
На данный курс в год отводится 34 часа (по 1 часу в неделю).
- Родители выбирают один из модулей.
- Классные руководители изучают мнения родителей, сдают администрации данные, администрация формирует группы.
- В расписании данный курс стоит у 4-х классов одним уроком. Если класс поделился на 2-3 модуля, то дети, выбравшие разные модули, уходят на данный урок к другим учителям.
- По всем модулям дети полностью обеспечены учебниками.
- Данный курс не оценивается! Учителя для отслеживания результатов обучения используют тестирование, викторины, проекты и др.
Уважаемые родители!
Выбор модуля данного курса – это ваша исключительная ответственность. При выборе модуля вы можете ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье, а так же на ваши личные интересы.
Родительское собрание по выбору модуля на 2021-2022 учебный год состоится 29.04.2021