С 2005 года
Россия отмечает новый для себя праздник День народного единства. 16 декабря 2004
Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон
"О днях воинской славы" Победных днях России". Одной из правок
было введение нового праздника День народного единства и фактическое
перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и
Примирения) на 4 ноября.
В
этом отношении 4 ноября неслучайный день. 22 октября (по новому стилю 4 ноября)
после усердной молитвы пред иконой Казанской Богородицы войска Пожарского и
Трубецкого пошли на приступ Китай-города, вынудив поляков его покинуть.
Освободители вошли в Китай-город с иконой Казанской Богородицы и тогда же дали
обещание построить в память сего дня церковь во имя Казанской Богородицы. Это
был совместный обет Богу и Его Матери, ставший выражением окончательного
преодоления недоверия друг к другу. Вера в Богородицу и явилась той непобедимой
силой, которая уже бесповоротно установила согласие в русском лагере. Теперь
объединились не интересы, а сердца освободителей.
…Шел 1612 год.
В стране уже второй десяток лет было неспокойно. Цари один за одним менялись на
московском престоле – народ не успевал
выучить имя нового самодержца. То Федор, сын недолго правившего Бориса
Годунова, пришелся не по вкусу московской черни и боярам, то «чудом воскресший»
Дмитрий Иоаннович, который целовал крест в Успенском соборе, клянясь «блюсти
народ русский» отправился туда, откуда и пришел на Русь – в Польшу (правда, вместе
с пороховым зарядом при помощи выстрела из знаменитой Царь-пушки). И хитрейший
Василий Шуйский не сумел навести порядка в стране, мало того, навел на русскую
землю иноземных захватчиков. В Новгороде хозяйничали шведы, а на западных
рубежах появились поляки. В подмосковном Тушино сидел очередной «чудесно
спасшийся» сын Ивана Грозного, по стране бродили еще с десяток Лжедмитриев, а
уж разбойного и прочего лихого люда без счета. Последняя жена Грозного царя
Мария Нагая уж запуталась в своих
воскресших сыновьях, а московские бояре, изгнав Василия Шуйского, приглашали на
московский стол польского королевича Владислава. Смутно было на Руси. Смутно и
страшно.
Спасение, как
всегда, пришло из глубины России. Бесшабашная Рязань попыталась поднять народ,
собрав первое ополчение. Но не сговорились между собой предводители - казак
Заруцкий и дворянин Ляпунов. Ополчение распалось. Польский король Сигизмунд
захватил Смоленск и объявил, что сам, вместо сына станет московским государем.
В Москве уже присягали Владиславу. А простой нижегородский говядарь Кузьма
Минин уже скликал простой люд идти на освобождение Москвы. Нужны были деньги.
Все соглашались – деньги нужны. Но не торопились богатые нижегородцы
развязывать свою мошну, бедные-де мы, нет ни рублишка лишнего. Тогда Кузьма
предложил на сходе – продаем в холопы жен и детей своих, чтоб найти деньги.
Быстро насобирали денег мужья и отцы нижегородские. Нужен был военачальник –
какой из торговца говядиной Минина полководец? Били челом перед князем Дмитрием
Пожарским, и он, раненный во время московского восстания против поляков,
согласился. Второе нижегородское ополчение сумело сделать то, что не получилось
у рязанцев. 4 ноября 1612 года после долгой осады поляки открыли ворота Кремля.
Многонациональное ополчение Минина и Пожарского – русские, татары, башкиры,
марийцы, мордва – освободило древнюю столицу России.
Такова
история этого нового праздника.
Информацию подготовил А.В. Слинкин